Наука в бизнес формате

kznscience.ru

Совет молодых ученых и специалистов Казани

Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан

НАУКА В БИЗНЕС ФОРМАТЕ

Краткое описание:

Проект «Наука в бизнес-формате» направлен на создание площадки эффективной коммуникации между молодыми учеными и бизнес-сообществом с целью внедрения научно-исследовательских проектов молодых ученых, выполненных по приоритетам субъектов малого и среднего бизнеса, в их хозяйственную деятельность.

Реализация проекта предполагает создание онлайн-ресурса для взаимодействия молодых ученых и бизнес-сообщества, проведение цикла очных и заочных мероприятий с участием представителей бизнеса, органов государственной власти и некоммерческих организаций, направленных на поиск и поддержку научно-исследовательских разработок молодых ученых, потенциально перспективных для внедрения в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обоснование социальной значимости:

Реализация проекта будет способствовать:

  • вовлечению молодых ученых в инновационную деятельность, выполняемую в сотрудничестве с бизнес-сообществом и в интересах государства и общества;
  • популяризации научно-исследовательской деятельности;
  • распространению результатов научно-исследовательской деятельности в среде бизнес-сообщества;
  • формированию у молодых ученых навыков коммерциализации научных исследований;
  • приобретению молодыми исследователями надпрофессиональных компетенций межотраслевой коммуникации, управления проектами и др;
  • созданию среды для выявления и внедрения в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса эффективных технологий поддержки научно-исследовательской деятельности молодёжи.

Цели, задачи:

Основная цель проекта – создание площадки эффективной коммуникации и взаимодействия между молодыми учеными и предприятиями малого и среднего бизнеса, содействующей внедрению научно-исследовательских проектов молодых ученых в хозяйственную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса.

Задачи проекта:

  1. Анализ потребностей предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан в научно-исследовательской деятельности, формирование реестра приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности.
  2. Создание базы данных научно-исследовательских проектов молодых ученых по приоритетным направлениям развития субъектов малого и среднего предпринимательства с целью анализа потенциала научной молодежи для решения задач бизнес-сообщества.
  3. Разработка дорожной карты развития научно-исследовательских проектов молодых ученых от идеи до конкретного воплощения.
  4. Содействие реализации проектов молодых ученых при поддержке бизнес-сообщества и органов государственной власти.

Описание проекта:

Актуальность.

В настоящее время в Республике Татарстан реализуется закон № 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», определяющий концепцию республиканской инновационной политики. Создана инновационная инфраструктура – в Республике Татарстан действуют крупнейшая в России особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», 4 индустриальных парка, технополис «Химград», 14 технопарков, IT-парк и др.

Для выявления перспективных для внедрения в экономику инновационных проектов в Республике Татарстан ежегодно проводятся конкурсы: «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан», «УМНИК», Программа «Идея-1000», Республиканский конкурс «Эрудит», Республиканский конкурс инновационных научно-технических проектов учащихся «Перспектива», «СТАРТ», «РАЗВИТИЕ», «КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ» и другие. Однако все проводимые в Республике Татарстан конкурсы инновационных проектов, во-первых, ориентированы в большей степени на крупный бизнес, при этом малый и средний бизнес оказываются не задействованными, во-вторых, не обеспечивают условий для «прямой» эффективной коммуникации между молодыми учеными и субъектами экономики.

Проблема, на решение которой направлен проект.

Несмотря на то, что в последние годы инновационная деятельность научного сообщества значительно трансформировалась — исследователи ориентируются на разработку продуктов, востребованных государством и бизнес-сообществом, большинство инновационных идей и разработок ученых не доведены до прикладного использования и применения в производстве. Это обусловлено отсутствием «прямой» коммуникации между бизнес-сообществом и наукой и, как следствие, недостаточной информированностью о потребностях бизнеса с одной стороны и о потенциале молодежной науки для решения задач бизнеса – с другой.

Решение проблемы.

Создание площадки для эффективной «прямой» коммуникации между молодыми учеными и бизнес-сообществом, на которой молодые ученые узнают о потребностях реального сектора экономики, а субъекты малого и среднего предпринимательства – о существующих разработках молодых ученых, позволит решить данную проблему, а также будет содействовать внедрению научно-исследовательских проектов молодых ученых в хозяйственную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.

Уникальность проекта состоит в том, что его реализация создаст условия для «прямого» взаимодействия молодых исследователей с субъектами малого и среднего бизнеса и совместного решения задач. Проект будет реализован в несколько этапов:

Пре-этап: Понимание готовности субъектов малого и среднего предпринимательства внедрять результаты научно-исследовательской деятельности. Анализ результатов НИОКР, выполненных молодыми учеными.

1 этап: Разработка онлайн-площадки “Наука в бизнес-формате” для информационно-коммуникационного взаимодействия науки и бизнеса. Этап направлен на проектирование структуры сайта, его эксклюзивного дизайна и логики работы.

2 этап: Стратегическая сессия “Бизнес-запрос на науку”

Организация дискуссионной площадки по обсуждению приоритетных задач и направлений развития субъектов малого и среднего предпринимательства с целью формирования реестра приоритетных научно-технологических задач от бизнес-сообщества; презентация онлайн-площадки для информационно-коммуникационного взаимодействия науки и бизнеса.

В работе стратегической сессии примут участие представители организаций малого и среднего бизнеса — представители предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и др.; представители Министерства экономики РТ, Министерства промышленности и торговли РТ; Агентства стратегических инициатив по ПФО; Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, молодые ученые ВУЗов и научных организаций г. Казани.

По результатам пре-этапа и стратегической сессии будет сформирован реестр приоритетных направлений научных исследований, отвечающих запросу бизнес-сообщества; дан старт регистрации представителей бизнес-сообщества и проектов молодых ученых на онлайн-площадке.

3 этап: Тренинг “От научно-исследовательской деятельности в бизнес”. Цель тренинга — формирование компетенций у молодых ученых по «упаковке» результатов научно-исследовательской деятельности для представления потенциальным заказчикам в доступном для восприятия представителями бизнес-сообщества формате.

4 этап: Наполнение контентом онлайн-площадки “Наука в бизнес-формате”

Наполнение онлайн-площадки портфолио проектов молодых ученых по приоритетным направлениям развития субъектов малого и среднего предпринимательства и портфолио субъектов малого и среднего бизнеса, готовых к внедрению результатов научной деятельности в той или иной сфере деятельности. Содержание онлайн-площадки будет максимально адаптировано для восприятия бизнесом. Сервисы онлайн-площадки позволят малому и среднему бизнесу найти научно-исследовательские проекты, удовлетворяющие их потребностям. Вместе с тем информация о компаниях малого и среднего бизнеса и их запросах в научных разработках будет ориентиром молодым ученым для научного поиска и позволит найти компанию для внедрения и апробации научных разработок. Коммуникация между наукой и бизнесом будет осуществляться нажатием кнопок “Готов к внедрению”, “Есть вопросы”, “Нравится” со стороны бизнес-сообщества, “Есть проект”, “Хочу работать” — со стороны молодых ученых. При взаимной заинтересованности будет открыта возможность для обмена контактами, а в интерфейсе будет светиться надпись «Партнерство».

5 этап: Выставка «Наука в бизнес-формате»

Выставочная площадка — презентация перспективных разработок молодых ученых, вызвавших интерес у субъектов малого и среднего бизнеса на этапе 4. Задача — создание эффективных партнерских отношений между молодыми учеными и представителями малого и среднего бизнеса по ряду направлений, выступающих в качестве социального лифта для молодых ученых: совместные научно-исследовательские проекты, кадровый резерв научных кадров для предприятий; стажировки для приобретения перспективных компетенций и др.

Проект может быть масштабирован на всей территории Российской Федерации и может стать постоянно действующим за счет регулярных обновлений базы данных научно-исследовательских проектов молодых ученых и привлечения представителей бизнеса.

Финальный этап.

Подведение итогов работы, анализ и оценка результатов, анализ объемов финансирования для продолжения реализации проекта. Работа над ошибками — совершенствование онлайн-площадки.

Ожидаемый социальный эффект

Основными социально значимыми результатами реализации проекта будут являться:

  1. Повышение активности научно-исследовательской деятельности молодых ученых.
  2. Интеграция молодых ученых в реальный сектор экономики.
  3. Самореализация молодых ученых за счет внедрения их научно-исследовательских проектов в хозяйственную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
  4. Повышение уровня владения молодыми учеными и представителями инновационной инфраструктуры современными бизнес-компетенциями, связанными с разработкой стратегии и тактики эффективного ведения проектов.
  5. Онлайн-площадка для «прямого» взаимодействия представителей науки и бизнеса.
  6. Получение значимых научных результатов, позволяющих создавать новые виды научно-технической продукции, востребованной бизнесом и государством.
  7. Содействие замещению импорта.
  8. Повышение эффективности хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.