Совет молодых ученых и специалистов Казани
Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан
НАУКА В БИЗНЕС ФОРМАТЕ
Идея проекта «Наука в бизнес формате» зародилась в 2016 году и разрабатывалась исполнительным директором СМУС Казани Кариной Набиуллиной, руководителем проектов представительства АСИ в Татарстане Анной Борониной и членом СМУС Казани Мадиной Сибгатуллиной.
Краткое описание:
Проект «Наука в бизнес-формате» направлен на создание площадки эффективной коммуникации между молодыми учеными и бизнес-сообществом с целью внедрения научно-исследовательских проектов молодых ученых, выполненных по приоритетам субъектов малого и среднего бизнеса, в их хозяйственную деятельность.
Реализация проекта предполагает создание онлайн-ресурса для взаимодействия молодых ученых и бизнес-сообщества, проведение цикла очных и заочных мероприятий с участием представителей бизнеса, органов государственной власти и некоммерческих организаций, направленных на поиск и поддержку научно-исследовательских разработок молодых ученых, потенциально перспективных для внедрения в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обоснование социальной значимости:
Реализация проекта будет способствовать:
- вовлечению молодых ученых в инновационную деятельность, выполняемую в сотрудничестве с бизнес-сообществом и в интересах государства и общества;
- популяризации научно-исследовательской деятельности;
- распространению результатов научно-исследовательской деятельности в среде бизнес-сообщества;
- формированию у молодых ученых навыков коммерциализации научных исследований;
- приобретению молодыми исследователями надпрофессиональных компетенций межотраслевой коммуникации, управления проектами и др;
- созданию среды для выявления и внедрения в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса эффективных технологий поддержки научно-исследовательской деятельности молодёжи.
Цели, задачи:
Основная цель проекта – создание площадки эффективной коммуникации и взаимодействия между молодыми учеными и предприятиями малого и среднего бизнеса, содействующей внедрению научно-исследовательских проектов молодых ученых в хозяйственную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса.
Задачи проекта:
- Анализ потребностей предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан в научно-исследовательской деятельности, формирование реестра приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности.
- Создание базы данных научно-исследовательских проектов молодых ученых по приоритетным направлениям развития субъектов малого и среднего предпринимательства с целью анализа потенциала научной молодежи для решения задач бизнес-сообщества.
- Разработка дорожной карты развития научно-исследовательских проектов молодых ученых от идеи до конкретного воплощения.
- Содействие реализации проектов молодых ученых при поддержке бизнес-сообщества и органов государственной власти.
Описание проекта:
Актуальность.
В настоящее время в Республике Татарстан реализуется закон № 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», определяющий концепцию республиканской инновационной политики. Создана инновационная инфраструктура – в Республике Татарстан действуют крупнейшая в России особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», 4 индустриальных парка, технополис «Химград», 14 технопарков, IT-парк и др.
Для выявления перспективных для внедрения в экономику инновационных проектов в Республике Татарстан ежегодно проводятся конкурсы: «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан», «УМНИК», Программа «Идея-1000», Республиканский конкурс «Эрудит», Республиканский конкурс инновационных научно-технических проектов учащихся «Перспектива», «СТАРТ», «РАЗВИТИЕ», «КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ» и другие. Однако все проводимые в Республике Татарстан конкурсы инновационных проектов, во-первых, ориентированы в большей степени на крупный бизнес, при этом малый и средний бизнес оказываются не задействованными, во-вторых, не обеспечивают условий для «прямой» эффективной коммуникации между молодыми учеными и субъектами экономики.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Несмотря на то, что в последние годы инновационная деятельность научного сообщества значительно трансформировалась — исследователи ориентируются на разработку продуктов, востребованных государством и бизнес-сообществом, большинство инновационных идей и разработок ученых не доведены до прикладного использования и применения в производстве. Это обусловлено отсутствием «прямой» коммуникации между бизнес-сообществом и наукой и, как следствие, недостаточной информированностью о потребностях бизнеса с одной стороны и о потенциале молодежной науки для решения задач бизнеса – с другой.
Решение проблемы.
Создание площадки для эффективной «прямой» коммуникации между молодыми учеными и бизнес-сообществом, на которой молодые ученые узнают о потребностях реального сектора экономики, а субъекты малого и среднего предпринимательства – о существующих разработках молодых ученых, позволит решить данную проблему, а также будет содействовать внедрению научно-исследовательских проектов молодых ученых в хозяйственную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Уникальность проекта состоит в том, что его реализация создаст условия для «прямого» взаимодействия молодых исследователей с субъектами малого и среднего бизнеса и совместного решения задач. Проект будет реализован в несколько этапов:
Пре-этап: Понимание готовности субъектов малого и среднего предпринимательства внедрять результаты научно-исследовательской деятельности. Анализ результатов НИОКР, выполненных молодыми учеными.
1 этап: Разработка онлайн-площадки “Наука в бизнес-формате” для информационно-коммуникационного взаимодействия науки и бизнеса. Этап направлен на проектирование структуры сайта, его эксклюзивного дизайна и логики работы.
2 этап: Стратегическая сессия “Бизнес-запрос на науку”
Организация дискуссионной площадки по обсуждению приоритетных задач и направлений развития субъектов малого и среднего предпринимательства с целью формирования реестра приоритетных научно-технологических задач от бизнес-сообщества; презентация онлайн-площадки для информационно-коммуникационного взаимодействия науки и бизнеса.
В работе стратегической сессии примут участие представители организаций малого и среднего бизнеса — представители предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и др.; представители Министерства экономики РТ, Министерства промышленности и торговли РТ; Агентства стратегических инициатив по ПФО; Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, молодые ученые ВУЗов и научных организаций г. Казани.
По результатам пре-этапа и стратегической сессии будет сформирован реестр приоритетных направлений научных исследований, отвечающих запросу бизнес-сообщества; дан старт регистрации представителей бизнес-сообщества и проектов молодых ученых на онлайн-площадке.
3 этап: Тренинг “От научно-исследовательской деятельности в бизнес”. Цель тренинга — формирование компетенций у молодых ученых по «упаковке» результатов научно-исследовательской деятельности для представления потенциальным заказчикам в доступном для восприятия представителями бизнес-сообщества формате.
4 этап: Наполнение контентом онлайн-площадки “Наука в бизнес-формате”
Наполнение онлайн-площадки портфолио проектов молодых ученых по приоритетным направлениям развития субъектов малого и среднего предпринимательства и портфолио субъектов малого и среднего бизнеса, готовых к внедрению результатов научной деятельности в той или иной сфере деятельности. Содержание онлайн-площадки будет максимально адаптировано для восприятия бизнесом. Сервисы онлайн-площадки позволят малому и среднему бизнесу найти научно-исследовательские проекты, удовлетворяющие их потребностям. Вместе с тем информация о компаниях малого и среднего бизнеса и их запросах в научных разработках будет ориентиром молодым ученым для научного поиска и позволит найти компанию для внедрения и апробации научных разработок. Коммуникация между наукой и бизнесом будет осуществляться нажатием кнопок “Готов к внедрению”, “Есть вопросы”, “Нравится” со стороны бизнес-сообщества, “Есть проект”, “Хочу работать” — со стороны молодых ученых. При взаимной заинтересованности будет открыта возможность для обмена контактами, а в интерфейсе будет светиться надпись «Партнерство».
5 этап: Выставка «Наука в бизнес-формате»
Выставочная площадка — презентация перспективных разработок молодых ученых, вызвавших интерес у субъектов малого и среднего бизнеса на этапе 4. Задача — создание эффективных партнерских отношений между молодыми учеными и представителями малого и среднего бизнеса по ряду направлений, выступающих в качестве социального лифта для молодых ученых: совместные научно-исследовательские проекты, кадровый резерв научных кадров для предприятий; стажировки для приобретения перспективных компетенций и др.
Проект может быть масштабирован на всей территории Российской Федерации и может стать постоянно действующим за счет регулярных обновлений базы данных научно-исследовательских проектов молодых ученых и привлечения представителей бизнеса.
Финальный этап.
Подведение итогов работы, анализ и оценка результатов, анализ объемов финансирования для продолжения реализации проекта. Работа над ошибками — совершенствование онлайн-площадки.
Ожидаемый социальный эффект
Основными социально значимыми результатами реализации проекта будут являться:
- Повышение активности научно-исследовательской деятельности молодых ученых.
- Интеграция молодых ученых в реальный сектор экономики.
- Самореализация молодых ученых за счет внедрения их научно-исследовательских проектов в хозяйственную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Повышение уровня владения молодыми учеными и представителями инновационной инфраструктуры современными бизнес-компетенциями, связанными с разработкой стратегии и тактики эффективного ведения проектов.
- Онлайн-площадка для «прямого» взаимодействия представителей науки и бизнеса.
- Получение значимых научных результатов, позволяющих создавать новые виды научно-технической продукции, востребованной бизнесом и государством.
- Содействие замещению импорта.
- Повышение эффективности хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Руководитель проекта — заместитель председателя Низамутдинов Ирек Камилевич.